От редактора 
Интервью 
Сообщество 
История 
Технология 
География 
Обзор 

Адреса 
Рекламодателям 

Три скандала Рунета


Даниил Дугаев

...Как только Рунет разбогател, в нем сразу же стало модно скандалить и выцарапывать друг другу глазищи. Судите сами: в прошлом году мы стали свидетелями не менее десятка безобразных сетевых свар, часть которых действительно имела под собой основание, но другие явно были затеяны просто от нечего делать. Между тем еще три года назад вынос сетевых разборок в межмуниципальные суды считался дурным тоном и грозил скандалисту перманентным остракизмом со стороны интернет-сообщества. Сегодня мы вспомним три прошлогодних скандала. Кто прав? Кто виноват? Сколько людей - столько мнений.

Биомеханоид Чернов -- постмодернист Сорокин

Суд за ссылку

Суть дела. 18 января в Бабушкинском межмуниципальном суде рассматривался иск, предъявленный издательством Ad Marginem и писателем-постмодернистом Владимиром Сорокиным к разработчику кодировки KOI-8, автору почтовой UUPC и живой легенде русского Интернета Андрею Чернову. Истцы желали наказать сетевого ветерана на 88 710 рублей 00 копеек за то, что он незаконно поставил на своем сайте nagual.pp.ru/~ache ссылку на роман Сорокина <Голубое сало>. Сначала директор Ad Marginem Иванов пригрозил Чернову, что с ним приедут разбираться на <Саабах>, но тот ссылку убирать отказался.

История с книгой Сорокина началась еще в начале лета, когда текст нового романа известного постмодерниста появился на сайте Аполлинарии Туминой по адресу www.angelfire.com/sc/FF/s.html. Потом кто-то (может, действительно Чернов) положил исправленную версию на www.chat.ru/~kataracta/salo.html, откуда ее никто не позаботился убрать до сих пор. О скандале написали все, кому не лень, многие продолжают писать и сейчас.

На суде адвокат ответчика твердил, что в Сети авторского права в мирском понимании не существует, что ссылка есть понятие юридически неопределенное и вообще что он роман в Интернет не выкладывал, а истец пусть <идет в цивилизованную ж...>. Тот и пошел -- суд оправдал Чернова, как только узнал, что после появления текста романа в Сети популярность Сорокина как писателя резко возросла и Ad Marginem напечатало дополнительный тираж <Голубого сала> тиражом в 10 000 экземпляров.

Истец имеет право опротестовать иск, однако вряд ли соберется это сделать... и так понятно, что любой шум вокруг книги может пойти ей только на пользу.

Смешное. Количество реплик вокруг незаконной публикации <Сала> стремится достигнуть критической массы и перейти в принципиально новое качество. На сегодняшний день размер одной лишь переписки биомеханоида Чернова с колумнистом Курицыным, директором Ad Marginem Ивановым и прочими героями драмы превышает 109 килобайт (62 машинописные страницы, см. watch.at/copyright), притом что полный текст романа Сорокина вместе со списком употребляемых в тексте китайских слов и выражений занимает всего в пять раз больше. Однако если подшить к делу статьи в <Независимой газете>, <Сегодня>, <Вестях.ру>, Internet.Ru и <Газете.ру>, тексты иска и экспертизы, а теперь еще и заключение суда с протоколами заседаний, мы получим довольно объемный гиперроман, выдержанный в лучших традициях постмодернизма, ежели таковой дух существует в природе вообще.

Рекламщик Бокарев -- плагиатор Высоткин

Право первой ночи

Суть дела. В прошлом году московское издательство <Познавательная книга плюс> выпустило познавательную книгу Антона Высоткина <Реклама в Internet>. Почти сразу же оказалось, что 54% напечатанного в этой книге текста было украденно с сайта агентства интернет-маркетинга Тимофея Бокарева <Промо-Ру> (www.promo.ru). Бокарев, который собирался использовать материалы в своей собственной книге про web-маркетинг, заслуженно обиделся и подал в суд. Сетевая общественность с напряжением ждала, чем кончится дело -- если бы выиграло издательство, о соблюдении авторских прав в Интернете ей пришлось бы забыть еще лет на пять-десять.

На процессе, который проходил 10 февраля в арбитражном суде Москвы, адвокаты издательства пытались доказать, что истец сам гнусный плагиатор и что он выложил тексты из книги Высоткина на свой сайт уже после выхода ценного труда из печати. Однако Бокарев (не будь дурак) пришил к делу протоколы поисковых систем -- в частности Rambler и Yandex, -- в которых русским языком было написано, что сайт был в последний раз обновлен еще в те времена, когда Антон Высоткин ходил пешком под стол, а феномена под названием <Познавательная книга плюс> вообще не существовало в природе.

Суд -- о чудо! -- вынес решение в пользу истца. Поскольку адвокат Бокарева не смог доказать реальный тираж книги, настоящий автор не получил столько, сколько хотел (171 000 рублей), а стал богаче всего на 54 000 -- тоже неплохо, если учесть, что тираж книги -- вернее, то, что от него осталось, -- был зверски уничтожен. Что ж, на мотоцикл <Ява> Бокареву хватит. А для нас главное -- прен-цен-дент. Впервые суд признал действительными доказательства, полученные из Интернета.

Смешное. Нет тут ничего смешного. Участники этого процесса начисто лишены чувства юмора -- все, как на подбор, серьезные деловые люди.

Дизайнер Лебедев -- продюсер Готовцев

Грызня гигантов

Суть дела. Один из самых шумных исков Рунета был предъявлен дизайнером, рекламистом, промоутером, маркетологом и консультантом <Студии Артемия Лебедева> Артемием Лебедевым к издательству Independent Press, которое 16 августа напечатало в пилотном выпуске газеты <Ведомости> статью Анны Суздальцевой <Первый дизайнер российского Интернета>. Статья открывалась словами: <Первопроходец web-дизайна России Артемий Лебедев начинал свое восхождение к вершинам рынка с подлогов> и во второй части содержала много отрывочных высказываний конкурентов Лебедева Кирилла Готовцева из <Проджект Маркетинг> и Павла Черкашина из Actis Systems, которые, как Бивис и Баттхед, наперебой твердили, что, мол, Лебедев sucks and stuff, huh-huh. Первопроходец разозлился не на шутку: он с пулеметной скоростью подал иск в Головинский межмуниципальный суд Москвы о защите чести и достоинства и деловой репутации гражданина (против <Ведомостей>) и жалобу в Министерство по антимонопольной политике на нарушение антимонопольного законодательства РФ в форме недобросовестной конкуренции (против Готовцева). Самое смешное, что на этом дело и заглохло. Недавно Готовцев в рассылке BANNERS говорил Лебедеву, что он-таки <ждет уже его знаменитой подачи в суд или антимонопольный комитет уже практически второй век>. Проиграла в деле Готовцева-Лебедева несчастная Анна Суздальцева: после скандала со статьей журналистка была из газеты уволена.

Смешное. Что Тему Лебедева в русском Интернете не любят -- факт давний и широкоизвестный. В каких только смертных грехах не обвиняли сына нашей знаменитой землячки Татьяны Толстой только потому, что он зарабатывает немножко больше, чем все остальные жители Рунета, вместе взятые! Тема жадный: он вводит в эксплуатацию все новые баннерные системы. Тема -- хамло: рынок баннеров он сравнивает со <Скотным двором> Оруэлла и говорит, что <фермой должен управлять фермер, а не свинья, которая объявила всех животных равными> (сам Лебедев, разумеется, считает себя фермером). Тема не имеет представления о деловой этике: он стирает грязное белье своей студии на людях, объявляя сотрудников, с которыми у него не сложились деловые отношения, персонами <нон-грата> российского Интернета. Да и вообще, Тема -- противный, эгоистичный, гадкий, отвратительный, жуликоватый пакостник.

Почему же он все время занимает высокие места в рейтинге Monitoring.ru? Этот феномен рациональному объяснению не поддается.

пишите намглавная страницана верх страницы
  (с) 2000, <Привет, Интернет!>